17.01.2023

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром: проверка сопротивления ДТОЖ

Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, соответствующий сенсор придется демонтировать с предназначенного для него посадочного места. Копеечная деталь, поломка которой может не только потрепать нервы владельца машины, но и вывести из строя всю силовую установку, инспектируется сразу же, посредством обыкновенного прозвона. Правда, сначала водителю предстоит работа по поиску таблицы с параметрами — характеристиками сопротивления и напряжения, присущими конкретной модели устройства. Благо, что все необходимые информационные выкладки можно получить в нашем материале.

устройство

Содержание
ДТОЖ — что это такое и зачем он нужен
Где установлен датчик температуры жидкости охлаждения
Как работает датчик температуры в автомобиле
Основные детали агрегата
Признаки неисправности датчика температуры охл жидкости
Неисправности ДТОЖ и способы их пошагового устранения
Повреждение корпуса
Окисление термоконтакта
Нарушение работы электроконтактов
Повреждение фишки
Нарушение изоляции проводов
Как проверить работоспособность без снятия
Предварительный осмотр
Как проверить температурный датчик охлаждающей жидкости — проверка ДТОЖ мультиметром
Диагностический блок
Проверка снятого ДТОЖ
С термометром
Без термометра
Проверка и диагностика датчика температуры охлаждающей жидкости — организуем замену конструкции
Заключение

ДТОЖ — что это такое и зачем он нужен

Датчик температуры охлаждающей жидкости — максимально важный, но в то же время предельно ненадежный узел, присутствующий в электронной системе любого современного автомобиля. От его эксплуатационного состояния зависит простота запуска мотора, процесс образования топливовоздушной смеси и даже расход горючего.

Аппарат считывает показатели нагрева антифриза, а затем передает данные в ЭБУ. Исходя из сопутствующих показаний компьютер отдает команды вентилятору, для не позволяющего тосолу кипеть. У модуля есть и другие задачи — например, поддержка правильной вязкости моторного масла.

Где установлен датчик температуры жидкости охлаждения

Если посмотреть на конструкцию любой современной машины, ДТОЖ получится отыскать в районе выпускного патрубка цилиндрового блока. Именно здесь хладагент выходит из силовой установки, переправляясь в область радиатора. Соответственно, тут наблюдаются максимально возможные температурные показатели.

Внешне агрегат напоминает небольшую пластиковую пробку, укомплектованную металлической резьбой и вторичной контактной платформой. С раскаленной ОЖ он взаимодействует постоянно, так что выкручивать устройство без предварительного ожидания (с выключенным ДВС), конечно же, не стоит.

инструменты

Как работает датчик температуры в автомобиле

Основным элементом конструкции становится термистор — классическая разновидность обыкновенного электронного резистора, меняющего свое сопротивление в зависимости от температурных характеристик среды.

Корпус у аппарата пластиковый (или металлический, но тонкий), так что ни механических, ни климатических воздействий он с легкостью не переносит. Принцип функционирования модуля прост — сенсор фиксирует факт повышения/понижения оммажа, а затем транслирует данные в ЭБУ.

Основные детали агрегата

Блок обладает чрезвычайно компактными размерами — благодаря подобному положению дел у инженеров получается разместить его рядом с ОЖ, с непосредственным контактом. Помимо ключевого элемента (термистора), внутри корпусной части узла присутствуют исключительно электрические разъемы и уплотнительные прокладки. Соответственно, в техническом плане аппарат выглядит очень тривиально — никаких сложных систем, современных сенсоров и инновационных решений.

авто

Признаки неисправности датчика температуры охл. жидкости

К сожалению, большинство водителей вспоминает о факте существования ДТОЖ уже после того, как силовая установка автомобиля приблизилась к критической точке «кипения». Главным индикатором надвигающейся катастрофы становится классическая лампочка Check Engine — она загорается на приборной панели при любых признаках аварии ДВС.

Кроме того, машина начинает сбоить на запуске, с параллельным увеличением параметров расхода топлива и потерей маневренности и управляемости. Обратить внимание можно, например, на двигательный вентилятор — устройство, предназначенное для периодической активации, продолжает функционировать в непрерывном режиме.

прибор

Неисправности ДТОЖ и способы их пошагового устранения

Датчик температуры охлаждающей жидкости относится к числу предельно недорогих деталей. Поэтому у водителя, столкнувшегося с поломкой сопутствующего модуля, появляется сразу два возможных пути. Первый — это визит в профильный сервисный центр, сотрудники которого организуют полноформатную замену вышедшего из строя узла. Вторая — ремонт, причем, как правило, самостоятельный.

Выбирать между сценариями развития событий следует в зависимости от фактора экономической целесообразности. Если реставрация копеечная и быстрая — почему бы за нее не взяться.

Повреждение корпуса

Критическая проблема заставляющая автовладельцев отправляться в магазин ProAvto за новым сенсором. Внешнюю часть ДТОЖ изготавливают либо из пластика, либо из не слишком прочного легированного металла. И тот и другой материал из-за постоянного контакта с раскаленным хладагентом постепенно теряет свои эксплуатационные характеристики. В определенный момент он растрескивается и лопается, что, конечно же, приводит к неисправности прибора в целом. Выход только один — покупка новой, чистой и свежей модели.
температура

Окисление термоконтакта

Перед тем как проверить исправность и работоспособность датчика температуры охлаждающей жидкости, достаточно подготовить всего лишь одно измерительное устройство — мультиметр или тестер. Впрочем, иногда получается обойтись даже без него, ограничившись исключительно визуальным осмотром. Защитный контакт, регулярно взаимодействующий с тосолом, с течением времени окисляется и также выходит из строя. Представленный процесс ускоряется в том случае, если водитель делает выбор в пользу некачественных ОЖ, с большим количеством свободных ионов.

Замена термоконтакта, к сожалению, невозможна. Решение банально — поход в магазин за новым сенсором.

Нарушение работы электроконтактов

Электрические контактные блоки модуля из-за постоянных соприкосновений с раскаленным антифризом подвергаются предельным эксплуатационным нагрузкам. Однако даже в том случае, если они сломались окончательно, устройство может продолжать передавать в ЭБУ более или менее корректные данные.

Поэтому для диагностики соответствующих узлов приходится использовать омметр. Если инспекция показала, что деталь неисправна — комплекс отправляется на замену целиком.

перчатки

Повреждение фишки

Электронный блок управления автомобилей соединен с ДТОЖ посредством классического разъема с характерной пластиковой окантовкой. Выходит из строя она достаточно редко, причем диагностировать неполадку получается исключительно путем применения мультиметра. Автолюбитель, обнаруживший поломку представленного узла, может озаботиться процессом его самостоятельной замены. Для этого необходимо приобрести обыкновенный электрический соединитель и установить его в область головки непосредственного сенсора.

Нарушение изоляции проводов

Если датчик температуры охлаждающей жидкости не работает совсем (или показывает ЭБУ некорректные значения), значит, проблема кроется в проводке. У обозначенной неисправности есть один, чрезвычайно примечательный симптом. Заключается он в том, что машина начинает вибрировать при движении на большой скорости. Восстановить функциональность узла получается посредством трех разных методик: восстановления поврежденного участка после прозванивания, пайки нового кабеля и покупки фишки с изначально целым каналом.

BM-Motorsport DT2112 BM-Motorsport DT2103 BM-Motorsport DT1118
BM-Motorsport DT2112 BM-Motorsport DT2103 BM-Motorsport DT1118

Как проверить работоспособность без снятия

Удивительно, но ДТОЖ можно проинспектировать без демонтажа (или как минимум путем приложения минимальных усилий — выкручивания устройства из посадочного места в районе охлаждающей системы). Для этого необходимо применить либо OBD2-адаптер, либо банальный омметр. В первом случае нужно подключить компьютер к авто, во втором — отыскать таблицу характеристик сопротивления конкретной модели агрегата. Кстати, недорогой диагностический блок (скажем, ELM327), также получится приобрести в магазине «ProAvto».

Предварительный осмотр

Нередко вся проверка завершается еще на этапе базового визуального исследования потенциально проблемного аппарата. Понять, что сенсор окончательно исчерпал свой эксплуатационный ресурс, можно по разрушенному корпусу, грязным отложениям, окислившимся местам и сильным трещинам. Если никаких признаков неисправности нет, но машина продолжает характерно сбоить — переходим к следующим этапам диагностики.

термометр

Как проверить температурный датчик охлаждающей жидкости — проверка ДТОЖ мультиметром

Переключаем прибор в режим измерения сопротивления и двигаемся по шагам следующей инструкции:

  • Устанавливаем базовое значение — например, 1 Ом.
  • Подключаем провода к электрическим контактам сенсора.
  • Смотрим на циферблат.
  • Сравниваем данные с таблицей стандартных характеристик.
  • Берем термодатчик в руки, не отстыковывая клеммы.
  • Показатели должны измениться в меньшую сторону.

Кстати, коммутировать тестер можно к любой контактной платформе — в плане подачи тока они симметричны.

мужчина

Диагностический блок

OBD2-адаптер позволяет мастерам разнообразных сервисных центров подключаться к ЭБУ напрямую, для считывания кодификаторов, свидетельствующих о наличии тех или иных ошибок. Дело в том, что современные электронные бортовые устройства постоянно снимают показания со всевозможных сенсоров, мгновенно замечая те или иные поломки.

С помощью такой конструкции как, например, ELM-327, пользователь с легкостью проведет диагностику авто, выявив перечень ключевых неисправностей. Стоимость упомянутой модели не так высока, так что позволить себе ее приобретение могут не только владельцы СТО, но и обыкновенные водители.

Проверка снятого ДТОЖ

Ответ на вопрос о том, какое сопротивление и напряжение должно быть на датчике температуры охлаждающей жидкости, дают таблицы эксплуатационных характеристик, публикуемые в интернете или поставляемые в комплектах с соответствующими устройствами. Такие данные пригодятся любому автолюбителю, решившему проинспектировать работоспособность сенсора, контролирующего параметры нагрева хладагента.

водитель

С термометром

Действуем по шагам следующей, максимально простой инструкции:

  • Наливаем воду в достаточно емкий сосуд, предварительно опустив туда кипятильник.
  • Опускаем чувствительный контакт ДТОЖ в жидкость и подключаем к нему мультиметр.
  • Замеряем сопротивление при разных характеристиках температуры (в промежутке от +5 °C и выше, с аналогичным шагом).
  • Записываем сведения в заранее подготовленную таблицу, после чего сравниваем их с нормативными значениями.

Конечно, в процессе снятия измерений могут обнаружиться разнообразные неточности, поэтому водителю следует скидывать на погрешность 5-10% результирующих значений.

Без термометра

Без градусника работа будет производиться по-другому. Кипятим воду в емкости, отправляем туда чувствительный элемент ДТОЖ и замеряем оммаж. При 100 °C тестер должен показать порядка 177 Ом. Любые значительные отклонения (как в меньшую, так и в большую сторону), свидетельствуют о неисправности модуля.

механик

Проверка и диагностика датчика температуры охлаждающей жидкости — организуем замену конструкции

Заменить аппарат чрезвычайно легко — он находится внутри предельно открытой зоны подкапотного пространства. Старый блок необходимо выкрутить с предназначенного для него посадочного места — далее остается только позаботиться о коммутации новенького, только что купленного прибора. Единственный важный нюанс заключается в укладке проводки. От устройства к ЭБУ ведет контактная линия, завершающаяся классической пластиковой фишкой. Если водитель забудет про необходимость подключения проводов, агрегат функционировать, конечно же, не станет.

Заключение

«Как проверить и прозвонить датчик температуры охлаждающей жидкости (ОЖ двигателя) мультиметром?» — популярный вопрос, появляющийся в мыслях у многих автовладельцев, столкнувшихся с проблемой однозначного «закипания» мотора. Благо, что ничего сложного в подобной диагностике (и последующей замене) проблемного узла нет. Справиться с соответствующей работой получится буквально за час, даже при полном отсутствии навыков из области современной автомобильной электроники и механики.

04.12.2023
Открылось СТО PROавтосервис по адресу Саратовское шоссе, 26 (за бывшим магазином Светофор).
13.09.2023
Мы предоставляем автомобиль в аренду, когда Ваша машина в ремонте или просто нужно быть мобильным
23.08.2023
За покупку антифриза и тосола Sintec на 10кг в подарок – жидкость
20.06.2023
Наши мастера произведут быстрое и эффективное обслуживание Вашего автомобиля.
13.06.2023
В нашем ассортименте появились комплекты с фильтрами от бренда ГАЗ для технического обслуживания.
01.06.2023
Литр моторного масла в подарок от IDEMITSU
15.03.2023
Покупая ароматизатор PROavto, Вы помогаете детям с ограниченными возможностями заниматься следж-хоккеем
09.02.2023
Приближается 23 февраля – это отличная возможность поздравить себя и своих близких. Покупайте подарочные сертификаты с любым номиналом и другие полезные подарки
19.01.2023
Неисправности, нарушающие функциональное состояние дизельного двигателя, требуют оперативной диагностики и устранения. Одним из характерных признаков, указывающим на необходимость внеплановой оценки работоспособности элементов накаливания, становится проблематичный запуск, что особенно часто наблюдается в зимнее время года. Существуют различные способы и инструменты, позволяющие протестировать систему и сделать выводы относительно того, что именно послужило причиной ухудшения эксплуатационных характеристик
18.01.2023
Перед тем как проверить сопротивление магнитного датчика Холла мультиметром, необходимо разобраться с вопросом о собственной готовности к выполнению подобных работ. Дело в том, что представленное устройство располагается внутри трамблера — механизма, отвечающего за определение момента формирования низковольтных импульсов в системе зажигания транспортного средства.