10.01.2023

Как проверить лямбда зонд: проверка датчика кислорода на работоспособность

Вопрос о том, как проверить исправность кислородного лямбда-зонда (датчика кислорода), пользуется немалой популярностью. Современные автопроизводители стараются создавать машины, наносящие как можно меньший урон окружающей среде. Инженеры оснащают конструкции многочисленными катализаторами, предназначенными для снижения объема вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах.

Рассматриваемый сенсор играет аналогичную роль — он следит за количеством подаваемого в цилиндры горючего, позволяя системе работать на максимально производительной топливовоздушной смеси. К сожалению, устройство не отличается особой механической прочностью. Срок его службы зависит от условий эксплуатации транспортного средства. Среднестатистическому водителю приходится заботиться о замене аппарата каждые 45-50 тыс. километров пробега.

руки

Содержание
Лямбда-зонд – что это такое и где он находится
Проверка датчика нагревателя кислорода (кислородного лямбда-зонда) – принцип работы устройства
Разновидности устройств
Циркониевый
Титановый
Широкополосный
Диагностика датчика кислорода (лямбда-зонда) – признаки и причины неисправности
Как проверить лямбда-зонд на работоспособность
Внешний осмотр
Мультиметр
Прогрев
Осциллограф
Бортовая система
Как проверить лямдозонд – другие способы диагностики
Заключение

Лямбда-зонд — что это такое и где он находится

Это датчик, измеряющий удельную массу кислорода в выхлопе, и сравнивающий полученные значения с таблицами определенных стандартных величин. Если показатели в регламент не вписываются, модуль подает сигнал в ЭБУ, после чего происходит регулировка процентного соотношения смеси горючего и топлива, подаваемого внутрь силовой установки.

Место нахождения агрегата варьируется в зависимости от конструкции самого транспортного средства. Как правило, сенсоров несколько — они располагаются в подкапотном пространстве и под днищем автомобиля.

люди

Проверка датчика нагревателя кислорода (кислородного лямбда-зонда) — принцип работы устройства

Он относится к числу достаточно сложных в техническом плане узлов — его работоспособность обеспечивается целым набором деталей:

  • стальной корпус;
  • уплотнительное кольцо;
  • токосъемник электрического сигнала;
  • керамический изолятор;
  • проводка с манжетами;
  • контакты цепи подогрева;
  • наружный защитный экран;
  • стержень со спиралью накаливания;
  • циркониевый наконечник;
  • внутренний протекционный блок.

Модуль выступает в роли своеобразной воронки — сквозь него проходят выхлопные газы, а внутрь попадает чистый атмосферный воздух. Представленные газообразные вещества характеризуются разной окислительной способностью. В определенный момент времени на выводах аппарата образуется разность потенциалов — этот факт сначала считывается, а затем передается в ЭБУ.

ключ

Любопытно, что система начинает функционировать после подогрева до 350 °C. Именно при такой температуре твердый электролит получает свойства электрического проводника. Прогрев выполняется за счет интегрированной спирали накаливания.

Разновидности устройств

Перед тем как проверить работоспособность датчика кислорода (кислородного лямбда-зонда) нужно разобраться с вопросом о его конструктивном исполнении. Прогресс на месте не стоит — современные автомобили оснащаются принципиально разными сенсорами, каждый из которых может барахлить по разнообразным причинам.

кепка

Циркониевый

Максимально распространенная модель — в роли ее основного составляющего элемента выступает диоксид циркония. Оснащается наконечником из керамики, покрытым экранами из пористых платиновых электродов. Электролит получает токопроводящие свойства при нагревании до температуры порядка 350 °C.

Если структура до необходимого градуса не прогреется, система функционировать не будет. Необходимая степень накаливания достигается за счет спирали.

Отходящие газообразные массы подаются к наружной части блока через просветы в экранирующем кожухе. Воздух атмосферы попадает внутрь устройства посредством отверстия в корпусе или при помощи уплотнительной манжеты.

Титановый

Перед тем как прозвонить датчик кислорода (лямбда-зонд) следует в обязательном порядке разобраться с его конструктивными особенностями. Дело в том, что помимо классических циркониевых моделей популярностью пользуются агрегаты, изготовленные из диоксида титана.

Внешне оба прибора друг от друга практически не отличаются, да и функционируют они по аналогичным принципам. Единственная разница заключается в том, что второй модуль менее устойчив к температурным перепадам, а его система начинает справляться с задачами исключительно после предварительного прогрева до 700 °C.

Приобрести и ту и другую версию сенсора можно в интернет-магазине ProAvto. Фирма занимается продажей запчастей для легковых и грузовых автомобилей отечественного или иностранного производства. Все детали проходят строгую проверку качества, отправляясь к заказчикам вместе с сертификационной документацией.
схема

Широкополосный

Разбираться с вопросом о том, как проверить работу снятого катализатора датчика лямбда-зонда нужно максимально предметно, как минимум, потому что существует риск наткнуться на далеко не самую популярную разновидность соответствующего агрегата. В отличие от циркониевых и титановых устройств, у моделей, работающих на широких полосах, есть сразу две функциональные ячейки:

  • измерительная — схема электронной модуляции;
  • насосная — наполнение ТВС кислородом или выведение лишних молекул.

Данный аппарат способен менять параметр концентрации топливовоздушной смеси самостоятельно, без предварительной «консультации» с ЭБУ. Он либо насыщает раствор ионами O2, либо выпускает газ во внешнюю среду через специализированное диффузионное отверстие.

STARTVOLT VSOS0903 ”STARTVOLT Bosch 025803000J
STARTVOLT VSOS0903 STARTVOLT VSOS0112 Bosch 025803000J

Диагностика датчика кислорода (лямбда-зонда) — признаки и причины неисправности

Понять, что λ-сенсор пришел в состояние негодности, можно благодаря перечню прямых и косвенных признаков:

  • внезапный рост оборотов до максимума с последующим отключением силовой установки;
  • нестабильное функционирование двигателя внутреннего сгорания в режиме холостого хода;
  • регулярные падения мощности, неожиданные рывки во время движения и торможения;
  • всевозможные ошибки ЭБУ, высвечивающиеся на дисплее навигационной панели.

Каждая из перечисленных ситуаций заставляет водителя отправиться в сервисный центр или гараж, для квалифицированной коммерческой или самостоятельной диагностики.

тряпка

Как проверить лямбда-зонд на работоспособность

Инспекция λ-сенсора осуществляется по шагам достаточно простых инструкций, справиться с которыми получится даже у человека, обладающего минимальными знаниями в области современной автомеханики. Правда, браться за самостоятельную работу следует только людям, уверенным в собственных силах. При появлении малейших сомнений операцию лучше отложить, с ней помогут справиться мастера профильного сервисного центра.

Внешний осмотр

Для того чтобы осуществить визуальную диагностику устройства, нужно демонтировать соответствующий аппарат из подкапотного пространства машины:

  • Достаем агрегат из катализатора и осматриваем его нижнюю часть. Пятна сажи укажут на поломки выхлопной системы.
  • Расплавленные части, замкнутые контакты или обрывы станут индикаторами разрушенной проводки.
  • Сероватые отложения сигнализируют о том, что в горючем присутствует чрезмерное содержание свинца.

Кстати, модуль может находиться не только под капотом, но и в области днища. Здесь все зависит исключительно от конструктивных характеристик транспортного средства.

мужчина

Мультиметр

«Как проверить лямдазон?» — популярный вопрос, ответ на который способен дать обыкновенный электротехнический тестер. Для его применения следует:

  • Вывести из колодки считывающего устройства контакты под номерами 3 и 4 (по стандарту, им соответствуют провода белого и коричневого оттенка).
  • Переключить измеритель в режим снятия параметров сопротивления и осуществить замеры.

Показатели могут быть разными — обычно они варьируются в промежутке от 2 до 5 Ом. Цифра 7 Ом свидетельствует об отличной работоспособности, а меньшие значения становятся первыми признаками надвигающихся проблем.

устройство

Вид конструкции.

Общее число кабелей.

Цвет инспектируемой проводки.

Способ коммутации.

Не нуждающаяся в нагреве.

1.

Черный.

Сигнал.

2.

Черный, серый.

Сигнал, масса.

Нуждающаяся в обогреве.

3.

Черный, 2 белых.

Сигнал, обогрев.

4.

Черный, серый, 2 белых.

Сигнал, обогрев, масса.

Титановая.

Тип I — 4.

Красный, белый, черный, желтый.

Обогрев, сигнал.

Тип II — 4.

Серый, белый, черный, желтый.

Обогрев, сигнал.

Широкополосная.

Bosch — 6.

Черный, зеленый, серый, белый, желтый, красный.

Сигнал, обогрев, опорный «плюс» и «минус».

Прогрев

При помощи мультиметра можно проинспектировать и восприимчивость сенсора к температурным перепадам. Для этого следует сначала завести автомобиль, а затем прогреть двигатель до 75 °C:

  • Доводим мотор до 3 000 об/сек.
  • Стыкуем первый щуп с массой ТС, а второй — с устройством.
  • Показания вольтметра должны колебаться в периоде от 0,2 до 1 В.
  • Нажать педаль акселератора и резко ее отпустить.
  • Если цифры на дисплее не меняются — значит, аппарат не годен.

При полном отсутствии напряжения необходимо сделать вывод о полной неисправности проводки. Дальнейший алгоритм действий прост — либо отправляемся в сервисный центр, либо самостоятельно прозваниваем участки цепи, подмечая места возможных обрывов.

авто

Осциллограф

Удивительно, но ответ на вопрос о том, как проверить, работает ли подогрев одноконтактного лямбда-зонда, может дать прибор, предназначенный для измерения амплитудных параметров электрического сигнала. Конечно, такое оборудование отыщется в гараже далеко не у каждого водителя, но на СТО оно присутствует в любом случае:

  • Подключаем сенсор к измерителю через сигнальный провод. Производим старт и греем силовую установку до 75 °C.
  • По мере того как температура будет расти до 300-400 °C, показания на дисплее должны меняться в динамическом формате.
  • Если картинка не напоминает классическую синусоиду — значит, с агрегатом что-то не так.

Основным свидетельством неисправности станет плавная извилистая линия — вместо нее на экране обязаны находиться достаточно мощные амплитудные колебания.

Бортовая система

Современные автомобили комплектуются продвинутыми электронными бортовыми устройствами, способными производить быструю и относительно качественную самодиагностику. Если ЭБУ заметит ту или иную неполадку, на приборной панели или встроенном салонном ЖК-дисплее отобразится определенный кодификатор. Помимо традиционной лампочки «Чек Энжин», обратить внимание стоит на коды P0130-P0141 (а также P1102 и P1115). Все они говорят о проблемах, связанных с блоком, отвечающим за измерение объема кислорода в выхлопных газах.

инструменты

Как проверить лямдозонд — другие способы диагностики

Прочих методов инспекции агрегата нет — водителям приходится пользоваться исключительно основными инструментами: мультиметрами, тестерами и осциллографами. Впрочем, неплохой результат дает и банальный визуальный осмотр.

Если по его результатам становится понятно, что блок пришел в состояние эксплуатационной негодности, нужно задуматься о проведении замены. Отыскать подходящий вариант получится в интернет-магазине ProAvto. Компания реализует высококачественные детали для отечественных транспортных средств и иномарок, сотрудничая с сертифицированными производителями и многочисленными китайскими фабриками.

Заключение

Справиться с процессом замера сопротивления датчика кислорода (или нагревателя кислородного лямбда-зонда) сумеет каждый. Правда, модуль до неисправного состояния лучше не доводить — иначе увеличится риск «попадания» на капитальный ремонт двигателя. Для того чтобы снизить шансы на появление всевозможных поломок, следует заправлять автомобиль хорошим топливом, а также заботиться о проведении регулярных сервисных технических осмотров.

01.04.2024
Каждый месяц LAVR будет разыгрывать сертификаты OZON, а 26 декабря проведет финальный розыгрыш...
22.03.2024
Шиномонтаж в ProAvto
30.01.2024
Приветствуем всех любителей дрифта!
22.01.2024
Недавно у нас открылось второе СТО по адресу: Саратовское шоссе, 26 (за бывшим магазином Светофор)
12.12.2023
Теперь Вы сможете приобрести и установить ГБО — Газобаллонное оборудование
04.12.2023
Открылось СТО PROавтосервис по адресу Саратовское шоссе, 26 (за бывшим магазином Светофор).
13.09.2023
Мы предоставляем автомобиль в аренду, когда Ваша машина в ремонте или просто нужно быть мобильным
23.08.2023
За покупку антифриза и тосола Sintec на 10кг в подарок – жидкость
20.06.2023
Наши мастера произведут быстрое и эффективное обслуживание Вашего автомобиля.
13.06.2023
В нашем ассортименте появились комплекты с фильтрами от бренда ГАЗ для технического обслуживания.