Как проверить лямбда зонд: проверка датчика кислорода на работоспособность
Вопрос о том, как проверить исправность кислородного лямбда-зонда (датчика кислорода), пользуется немалой популярностью. Современные автопроизводители стараются создавать машины, наносящие как можно меньший урон окружающей среде. Инженеры оснащают конструкции многочисленными катализаторами, предназначенными для снижения объема вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах.
Рассматриваемый сенсор играет аналогичную роль — он следит за количеством подаваемого в цилиндры горючего, позволяя системе работать на максимально производительной топливовоздушной смеси. К сожалению, устройство не отличается особой механической прочностью. Срок его службы зависит от условий эксплуатации транспортного средства. Среднестатистическому водителю приходится заботиться о замене аппарата каждые 45-50 тыс. километров пробега.
Лямбда-зонд – что это такое и где он находится
Проверка датчика нагревателя кислорода (кислородного лямбда-зонда) – принцип работы устройства
Разновидности устройств
Циркониевый
Титановый
Широкополосный
Диагностика датчика кислорода (лямбда-зонда) – признаки и причины неисправности
Как проверить лямбда-зонд на работоспособность
Внешний осмотр
Мультиметр
Прогрев
Осциллограф
Бортовая система
Как проверить лямдозонд – другие способы диагностики
Заключение
Лямбда-зонд — что это такое и где он находится
Это датчик, измеряющий удельную массу кислорода в выхлопе, и сравнивающий полученные значения с таблицами определенных стандартных величин. Если показатели в регламент не вписываются, модуль подает сигнал в ЭБУ, после чего происходит регулировка процентного соотношения смеси горючего и топлива, подаваемого внутрь силовой установки.
Место нахождения агрегата варьируется в зависимости от конструкции самого транспортного средства. Как правило, сенсоров несколько — они располагаются в подкапотном пространстве и под днищем автомобиля.
Проверка датчика нагревателя кислорода (кислородного лямбда-зонда) — принцип работы устройства
Он относится к числу достаточно сложных в техническом плане узлов — его работоспособность обеспечивается целым набором деталей:
- стальной корпус;
- уплотнительное кольцо;
- токосъемник электрического сигнала;
- керамический изолятор;
- проводка с манжетами;
- контакты цепи подогрева;
- наружный защитный экран;
- стержень со спиралью накаливания;
- циркониевый наконечник;
- внутренний протекционный блок.
Модуль выступает в роли своеобразной воронки — сквозь него проходят выхлопные газы, а внутрь попадает чистый атмосферный воздух. Представленные газообразные вещества характеризуются разной окислительной способностью. В определенный момент времени на выводах аппарата образуется разность потенциалов — этот факт сначала считывается, а затем передается в ЭБУ.
Любопытно, что система начинает функционировать после подогрева до 350 °C. Именно при такой температуре твердый электролит получает свойства электрического проводника. Прогрев выполняется за счет интегрированной спирали накаливания.
Разновидности устройств
Перед тем как проверить работоспособность датчика кислорода (кислородного лямбда-зонда) нужно разобраться с вопросом о его конструктивном исполнении. Прогресс на месте не стоит — современные автомобили оснащаются принципиально разными сенсорами, каждый из которых может барахлить по разнообразным причинам.
Циркониевый
Максимально распространенная модель — в роли ее основного составляющего элемента выступает диоксид циркония. Оснащается наконечником из керамики, покрытым экранами из пористых платиновых электродов. Электролит получает токопроводящие свойства при нагревании до температуры порядка 350 °C.
Если структура до необходимого градуса не прогреется, система функционировать не будет. Необходимая степень накаливания достигается за счет спирали.
Отходящие газообразные массы подаются к наружной части блока через просветы в экранирующем кожухе. Воздух атмосферы попадает внутрь устройства посредством отверстия в корпусе или при помощи уплотнительной манжеты.
Титановый
Перед тем как прозвонить датчик кислорода (лямбда-зонд) следует в обязательном порядке разобраться с его конструктивными особенностями. Дело в том, что помимо классических циркониевых моделей популярностью пользуются агрегаты, изготовленные из диоксида титана.
Внешне оба прибора друг от друга практически не отличаются, да и функционируют они по аналогичным принципам. Единственная разница заключается в том, что второй модуль менее устойчив к температурным перепадам, а его система начинает справляться с задачами исключительно после предварительного прогрева до 700 °C.
Приобрести и ту и другую версию сенсора можно в интернет-магазине ProAvto. Фирма занимается продажей запчастей для легковых и грузовых автомобилей отечественного или иностранного производства. Все детали проходят строгую проверку качества, отправляясь к заказчикам вместе с сертификационной документацией.
Широкополосный
Разбираться с вопросом о том, как проверить работу снятого катализатора датчика лямбда-зонда нужно максимально предметно, как минимум, потому что существует риск наткнуться на далеко не самую популярную разновидность соответствующего агрегата. В отличие от циркониевых и титановых устройств, у моделей, работающих на широких полосах, есть сразу две функциональные ячейки:
- измерительная — схема электронной модуляции;
- насосная — наполнение ТВС кислородом или выведение лишних молекул.
Данный аппарат способен менять параметр концентрации топливовоздушной смеси самостоятельно, без предварительной «консультации» с ЭБУ. Он либо насыщает раствор ионами O2, либо выпускает газ во внешнюю среду через специализированное диффузионное отверстие.
![]() |
![]() |
![]() |
STARTVOLT VSOS0903 | STARTVOLT VSOS0112 | Bosch 025803000J |
Диагностика датчика кислорода (лямбда-зонда) — признаки и причины неисправности
Понять, что λ-сенсор пришел в состояние негодности, можно благодаря перечню прямых и косвенных признаков:
- внезапный рост оборотов до максимума с последующим отключением силовой установки;
- нестабильное функционирование двигателя внутреннего сгорания в режиме холостого хода;
- регулярные падения мощности, неожиданные рывки во время движения и торможения;
- всевозможные ошибки ЭБУ, высвечивающиеся на дисплее навигационной панели.
Каждая из перечисленных ситуаций заставляет водителя отправиться в сервисный центр или гараж, для квалифицированной коммерческой или самостоятельной диагностики.
Как проверить лямбда-зонд на работоспособность
Инспекция λ-сенсора осуществляется по шагам достаточно простых инструкций, справиться с которыми получится даже у человека, обладающего минимальными знаниями в области современной автомеханики. Правда, браться за самостоятельную работу следует только людям, уверенным в собственных силах. При появлении малейших сомнений операцию лучше отложить, с ней помогут справиться мастера профильного сервисного центра.
Внешний осмотр
Для того чтобы осуществить визуальную диагностику устройства, нужно демонтировать соответствующий аппарат из подкапотного пространства машины:
- Достаем агрегат из катализатора и осматриваем его нижнюю часть. Пятна сажи укажут на поломки выхлопной системы.
- Расплавленные части, замкнутые контакты или обрывы станут индикаторами разрушенной проводки.
- Сероватые отложения сигнализируют о том, что в горючем присутствует чрезмерное содержание свинца.
Кстати, модуль может находиться не только под капотом, но и в области днища. Здесь все зависит исключительно от конструктивных характеристик транспортного средства.
Мультиметр
«Как проверить лямдазон?» — популярный вопрос, ответ на который способен дать обыкновенный электротехнический тестер. Для его применения следует:
- Вывести из колодки считывающего устройства контакты под номерами 3 и 4 (по стандарту, им соответствуют провода белого и коричневого оттенка).
- Переключить измеритель в режим снятия параметров сопротивления и осуществить замеры.
Показатели могут быть разными — обычно они варьируются в промежутке от 2 до 5 Ом. Цифра 7 Ом свидетельствует об отличной работоспособности, а меньшие значения становятся первыми признаками надвигающихся проблем.
Вид конструкции. |
Общее число кабелей. |
Цвет инспектируемой проводки. |
Способ коммутации. |
Не нуждающаяся в нагреве. |
1. |
Черный. |
Сигнал. |
2. |
Черный, серый. |
Сигнал, масса. |
|
Нуждающаяся в обогреве. |
3. |
Черный, 2 белых. |
Сигнал, обогрев. |
4. |
Черный, серый, 2 белых. |
Сигнал, обогрев, масса. |
|
Титановая. |
Тип I — 4. |
Красный, белый, черный, желтый. |
Обогрев, сигнал. |
Тип II — 4. |
Серый, белый, черный, желтый. |
Обогрев, сигнал. |
|
Широкополосная. |
Bosch — 6. |
Черный, зеленый, серый, белый, желтый, красный. |
Сигнал, обогрев, опорный «плюс» и «минус». |
Прогрев
При помощи мультиметра можно проинспектировать и восприимчивость сенсора к температурным перепадам. Для этого следует сначала завести автомобиль, а затем прогреть двигатель до 75 °C:
- Доводим мотор до 3 000 об/сек.
- Стыкуем первый щуп с массой ТС, а второй — с устройством.
- Показания вольтметра должны колебаться в периоде от 0,2 до 1 В.
- Нажать педаль акселератора и резко ее отпустить.
- Если цифры на дисплее не меняются — значит, аппарат не годен.
При полном отсутствии напряжения необходимо сделать вывод о полной неисправности проводки. Дальнейший алгоритм действий прост — либо отправляемся в сервисный центр, либо самостоятельно прозваниваем участки цепи, подмечая места возможных обрывов.
Осциллограф
Удивительно, но ответ на вопрос о том, как проверить, работает ли подогрев одноконтактного лямбда-зонда, может дать прибор, предназначенный для измерения амплитудных параметров электрического сигнала. Конечно, такое оборудование отыщется в гараже далеко не у каждого водителя, но на СТО оно присутствует в любом случае:
- Подключаем сенсор к измерителю через сигнальный провод. Производим старт и греем силовую установку до 75 °C.
- По мере того как температура будет расти до 300-400 °C, показания на дисплее должны меняться в динамическом формате.
- Если картинка не напоминает классическую синусоиду — значит, с агрегатом что-то не так.
Основным свидетельством неисправности станет плавная извилистая линия — вместо нее на экране обязаны находиться достаточно мощные амплитудные колебания.
Бортовая система
Современные автомобили комплектуются продвинутыми электронными бортовыми устройствами, способными производить быструю и относительно качественную самодиагностику. Если ЭБУ заметит ту или иную неполадку, на приборной панели или встроенном салонном ЖК-дисплее отобразится определенный кодификатор. Помимо традиционной лампочки «Чек Энжин», обратить внимание стоит на коды P0130-P0141 (а также P1102 и P1115). Все они говорят о проблемах, связанных с блоком, отвечающим за измерение объема кислорода в выхлопных газах.
Как проверить лямдозонд — другие способы диагностики
Прочих методов инспекции агрегата нет — водителям приходится пользоваться исключительно основными инструментами: мультиметрами, тестерами и осциллографами. Впрочем, неплохой результат дает и банальный визуальный осмотр.
Если по его результатам становится понятно, что блок пришел в состояние эксплуатационной негодности, нужно задуматься о проведении замены. Отыскать подходящий вариант получится в интернет-магазине ProAvto. Компания реализует высококачественные детали для отечественных транспортных средств и иномарок, сотрудничая с сертифицированными производителями и многочисленными китайскими фабриками.
Заключение
Справиться с процессом замера сопротивления датчика кислорода (или нагревателя кислородного лямбда-зонда) сумеет каждый. Правда, модуль до неисправного состояния лучше не доводить — иначе увеличится риск «попадания» на капитальный ремонт двигателя. Для того чтобы снизить шансы на появление всевозможных поломок, следует заправлять автомобиль хорошим топливом, а также заботиться о проведении регулярных сервисных технических осмотров.