Как проверить уровень масла в АКПП: узнать количество жидкости в коробке автомат
Еще несколько лет назад автоматическая КПП была мечтой для многих автовладельцев. Ставилась она преимущественно на автомобили выше среднего ценового сегмента. Сейчас же ей давно никого не удивишь. Практически каждый водитель знает, что хотя данная деталь и упрощает процесс езды, но имеет более сложное устройство в сравнении с механикой. Соответственно, и ее обслуживание не отличается простотой. Если же что-то сделать неправильно, то есть риск, что узел придет в негодность, а стоит он недешево. Поэтому нужно постоянно следить за объемом смазки. Специалисты торговой сети PROavto расскажут, как правильно проверить уровень масла в коробке передач автомат (АКПП), чтобы вовремя его долить или поменять.
Зачем вообще необходима проверка
Признаки недостатка жидкости
Порядок диагностических мероприятий
Подготовительный этап
Как проверить масло в АКПП с щупом
Диагностика на непрогретой КПП
Проверка прогретой коробки
Как проверить масло в автоматической КПП, не оснащенной щупом
Последствия изменения уровня автомасла
Оптимальный уровень автомасла
Последствия при низком уровне
Последствия чрезмерного количества смазки
Визуальная оценка состояния коробки по трансмиссионной жидкости
Рекомендации
Заключение
Зачем вообще необходима проверка
Качество жидкости играет важную роль в нормальной работе механизма. В ходе эксплуатации под воздействием нагрева и охлаждения она утрачивает изначальные технические характеристики. В результате фрикционного износа в нее попадает металлический сор. Поэтому менять ее надо регулярно — каждые 60-70 тысяч км пробега. При частых поездках этот период становится еще меньше. Если не соблюдать сроки, указанные в инструкции от производителя, это может привести к поломке коробки передач.
Также важно контролировать, чтобы уровень смазки был достаточным. Многие неисправности бывают спровоцированы недостаточным или чрезмерным количеством масла. В большинстве случаев автовладельцы не следят за объемом трансмиссионной жидкости, так как просто не знают, как это делать. В результате АКПП перестает нормально работать, требует дорогостоящего ремонта, что влечет за собой финансовые и временные затраты.
Автосмазку рекомендуется проверять на регулярной основе. Как можно чаще это следует делать в следующих случаях:
-
повышенный температурный режим окружающей среды;
-
интенсивная езда;
-
продолжительная поездка в условиях плотного автомобильного потока с сильными заторами;
-
агрессивная манера вождения;
-
наличие габаритных автоприцепов;
-
некорректное функционирование трансмиссии.
Эксперты советуют проводить проверку не реже 1 раза в месяц. Это не требует серьезных усилий и не отнимет очень много времени.
Признаки недостатка жидкости
Совершать эту работу внепланово следует, когда наблюдаются:
-
рывки автомобиля при переключении передач, особенно при переходе на более высокую скорость;
-
посторонние звуки при выжиме сцепления, когда машина стоит.
Но лучше не дожидаться всего перечисленного, а своевременно осуществлять долив. Благодаря этому трансмиссия прослужит дольше.
Порядок диагностических мероприятий
Рассмотрим пошагово, как проверить уровень масла в автоматической КПП.
Подготовительный этап
Что нужно сделать:
-
Припарковать транспорт на ровной площадке.
-
Отыскать под капотом специализированный щуп. Они, как правило, разного цвета.
-
Область рядом с данным элементом очистить, чтобы внутрь ничего не попало.
-
Извлечь щуп. Протереть его ветошью, чтобы ворс и волосы не проникли внутрь.
На любом транспортном средстве на этот диагностический прибор нанесены отметки для измерения смазки прогретой и непрогретой коробки («HOT» и «GOLD»).
Как проверить масло в АКПП с щупом
После подготовки можно приступать к дальнейшим действиям. Существует два способа проверки:
-
без прогрева — возможно получить только примерный результат;
-
с прогревом — обеспечивает более высокую точность.
Оба метода примерно одинаковые.
Диагностика на непрогретой КПП
При использовании этой технологии нужно сделать следующее:
-
Запустить мотор на непродолжительное время на холостых оборотах. Поменять положение селектора для равномерного распределения жидкости.
-
Установить селектор в режим парковки.
-
При включенном двигателе внутреннего сгорания при помощи щупа проверить масло. То есть вставить инструмент в соответствующее отверстие, прижать до упора, извлечь и посмотреть, до какой отметки дошла масляная пленка.
Если она не достигла «Min» у значения «Cold», требуется долив. При превышении этого показателя необходимо слить излишек.
Проверка прогретой коробки
Для диагностики этим способом нужно предварительно проехать на автомобиле 10-15 минут. Далее выполнить действия, описанные выше. Помимо объема жидкости также параллельно возможно оценить следующие ее технические характеристики:
-
присутствие металлической пыли и загрязнений, что указывает на существенный износ;
-
цвет (если он потемнел, требуется замена автомасла).
Данный метод предпочтительнее, так как позволяет получить более точные сведения о состоянии системы.
Как проверить масло в автоматической КПП, не оснащенной щупом
Некоторые ТС не имеют данного инструмента. Вместо него присутствует либо специальное смотровое окошко, либо просто два отверстия для долива и слива жидкости. В этом случае излишка быть не может, так как все лишнее отводится в поддон через предусмотренную для этого трубку. А вот недостаток объема смазки надо регулярно проверять. Делается это следующим образом:
-
Необходимо проехать несколько километров для прогревания коробки.
-
Поставить ТС на яму или подъемник, чтобы получить доступ к нижней части кузова.
-
Установить селектор в режим parking на работающем двигателе.
-
Отвинтить крышку отверстия, через которое сливается масло. Если оттуда не капает, требуется долить. Если же эмульсии хватает, она будет кратковременно течь небольшой струйкой.
Последствия изменения уровня автомасла
Существуют разные модели АКПП. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Повышение или понижение объема смазки влияет на них по-разному. Несколько примеров:
-
ZF5HP19. Текут сальники, терпят износ муфты, перегревается гидротрансформатор. Ремонт обойдется очень дорого.
-
TF-60SN/09G. Быстрое сгорание фрикционов, загрязнение клеевым составом, в результате чего забиваются каналы гидроблока, соленоиды, радиатор, сетка фильтра.
-
TF-80SC/AF40. Происходит засорение жидкости пылью от фрикционной накладки. Взвесь накапливается в гидроблоке, приводит к протеканию и падению давления в цепи передач.
Любые другие варианты автоматической КПП тоже страдают. Автомобили от этого хуже реагируют на переключение скоростных режимов. Слышны посторонние шумы, авто становятся менее управляемыми.
Оптимальный уровень автомасла
Количество масла проверяется при помощи специальных отметок на щупе, либо через трубку в днище. Как говорилось ранее, самый точный результат удается определить при проведении измерений в разогретой коробке. При этом температура должна быть регламентированной производителем. Обычно она составляет +80…+90 градусов. Масляная пленка проверяется по значению «Hot»:
-
между выемками;
-
на участке с сеткой;
-
между метками с предельными показателями.
В машинах, оснащенных АКПП с пробкой, электрика очень требовательна к объему и качеству смазки. Самостоятельное обслуживание невозможно. При перегреве автомасла электронный блок управления блокирует работу гидротрансформатора, мешает нормальному переключению скоростей. Хотя такие коробки и называются необслуживаемыми, это не означает, что можно все пускать на самотек: не проверять жидкость и ждать, когда система полностью откажет. Надо просто отвинтить крышку со сливного отверстия. Если оттуда закапает, все в пределах нормы.
Последствия при низком уровне
Отметка масляной пленки ниже засечек «Hot» указывает на:
-
недостаток смазочной субстанции;
-
протечки в агрегате.
Не затянутые соединительные элементы, поврежденные трубки, загрязненные и изношенные сальники, деформированные детали и прочие проблемы обнаруживаются при визуальном осмотре днища. Насос начинает подсасывать воздух. Возникает смесь, которая не соответствует необходимым техническим и эксплуатационным характеристикам. Это провоцирует следующие нежелательные явления:
-
падение КПД гидротрансформатора, из-за чего агрегат повышает нагрузку;
-
снижение давления на фрикционы (появляются рывки при переключении передач);
-
быстрое загрязнение, забиваются фильтры, каналы, соленоиды, шланги;
-
ухудшение качества жидкости и перегревание всей системы.
Важно! Для долива нельзя использовать другие марки автомасла. Только ту, которая уже находится в узле. Иначе их смешивание может привести к непредсказуемым реакциям химического характера.
![]() |
![]() |
![]() |
Волга-Ойл 800920 | Liqui moly 7627 | Liqui moly 3939 |
Последствия чрезмерного количества смазки
Это провоцирует вспенивание масляной субстанции и возрастанию давления. Когда лишнее выльется, оно упадет. Это меняет плотность и рабочие характеристики смеси. Она быстро загрязняется, сальники текут, чувствуется люфт в шестеренках. Сначала начнут появляться постоянные ошибки, а потом трансмиссия выйдет полностью из строя.
Визуальная оценка состояния коробки по трансмиссионной жидкости
В первую очередь надо смотреть на ее цвет:
-
розовый — присутствует вода;
-
красный — все отлично;
-
темно-красный, бордовый — несущественное загрязнение и износ;
-
коричневый — грязная, но пригодная к эксплуатации;
-
черный — срочно нужна замена.
Непрозрачность тоже указывает на то, что старую смазку необходимо слить и залить новую. Кроме того, не должно быть запаха гари, который говорит о сильном перегревании. В этом случае автомобиль срочно требуется показать мастеру.
Рекомендации
Несколько полезных советов:
-
Не проводить проверку на открытом воздухе во время дождя и снега, чтобы атмосферные осадки не проникли внутрь.
-
В авто с теплообменником АКПП, который встроен в радиатор, надо внимательно следить за чистотой и количеством жидкости, чтобы не допустить перегрева.
-
Если даже дилеры говорят, что в ТС состояние автомасла проверять нет нужды, не следует их слушать. Любой производитель указывает в инструкции, что делать это надо регулярно.
Если вам требуется качественная смазка для вашего автомобиля, приобрести ее вы можете в сети PROavto. В интернет-магазине представлен большой ассортимент зарубежных и отечественных марок.
Заключение
Мы подробно описали, как проверить уровень трансмиссионного масла в автоматической коробке передач. Делать это нужно обязательно, тем более ничего сложного в диагностике нет. Чем чаще вы будете ее совершать, тем дольше удастся сохранить работоспособность вашей трансмиссии. Если у вас возникли с этим какие-либо сложности, не поленитесь доехать до автосервиса.