Прогорел клапан: признаки и симптомы прогоревшего автоклапана в двигателе
Признаки и симптомы того, что у двигателя прогорел клапан, могут быть самыми разными — от снижения компрессии в цилиндрах и проблем со свечами зажигания до неисправностей высоковольтных проводов и неполадок инжекторных форсунок. Устройства, предназначенные для регулирования работы потока горючей смеси и выпуска газов, играют слишком большую роль в системе силовой установки в принципе. Не заметить, что подобные модули пришли в состояние эксплуатационной непригодности, нельзя — автомобиль тут же начинает барахлить, а показатели расхода топлива взлетают до невообразимых значений.
Как понять и определить то, что клапан прогорел по причине неисправности
Почему прогорают клапаны двигателя
Детонация
Нарушение теплового зазора
Влияние позднего и раннего зажигания
Причины, симптомы и признаки прогорания клапанов
Как выглядит прогоревший клапан
Клапанные блоки и ГБО
Как определить, когда прогорает клапан - какие симптомы сопровождают поломку в дизельном моторе
Определение прогара клапана без снятия головки блока
Последствия прогара
Можно ли ездить с прогоревшим клапаном в двигателе и как определить, почему и от чего прогорают выпускные конструкции
Как избежать неприятностей
Сколько стоит устранить проблему
Заключение
Как понять и определить то, что клапан прогорел по причине неисправности
Максимальному износу подвергаются, преимущественно, именно выпускные конструкции — пребывая в открытом состоянии, они «омываются» раскаленными газовыми массами, испытывая невероятные нагрузки. В итоге узлы теряют свои первоначальные эксплуатационные характеристики, жаропрочная сталь их тарелок окисляется, а на самом металле появляются внушительные трещины. Впускные агрегаты повреждаются редко — они взаимодействуют с холодными воздушными потоками, охлаждаясь, в том числе и за счет дополнительных гнезд теплоотвода.
Почему прогорают клапаны двигателя
Работоспособный модуль практически всегда находится на своем месте, в состоянии плотной сцепки с ответной фаской специализированной пружины. Подобное расположение обеспечивает самое интенсивное охлаждение — деталь контактирует со сталью, а теплообмен идет максимально быстро благодаря высочайшему перепаду температур.
Однако при образовании любых признаков износа, система перестает функционировать в нормальном режиме. Дело в том, что двигатели внутреннего сгорания рассчитываются с невероятной степенью точности — каждый лишний симптом теплопотери нарушает баланс, сберегающий элементы конструкции от сильного накаливания. Раскаленное железо теряет свои первоначальные свойства, после чего наступают фазы окисления и формирования физических трещин.
Детонация
Определить по фото, как выглядит прогоревший клапан, действительно очень легко — соответствующая трубка покрывается серебристыми вкраплениями, заметными невооруженным взглядом. Нередко в роли основной причины поломки выступает неправильный режим горения, сопровождающийся ударной волной от серии микровзрывов. Подобная ситуация возникает благодаря:- изначально плохим анти-детонационным свойствам горючего;
- чрезмерной степени сжатия;
- переобедненной топливовоздушной смеси;
- слишком большой температуре в камере сгорания;
- увеличенному углу опережения зажигания.
Детонация высвобождает огромный (относительно ДВС в принципе) объем энергии, расходуемой на всевозможные разрушения и локальные перегревы.
Нарушение теплового зазора
Выпускные клапанные конструкции нагреваются намного сильнее, по сравнению с металлом хорошо охлаждаемой и отлично вентилируемой головки блока цилиндра. Соответственно, в процессе функционирования они расширяются — геометрическое изменение размеров деталей обусловлено определенными явлениями из мира физической химии.
Поэтому инженерам приходится предусматривать дополнительное место внутри системы, которое смогло бы компенсировать лишние миллиметры удлиняющегося стержня. Решить такую задачу можно двумя способами — искусственно созданным тепловым зазором или специализированным гидрокомпенсатором. Иногда ТЗ, расположенный между кулачком распределительного вала и толкателем, приходит в негодность. Тогда тепловой баланс модуля нарушается, а его ключевые узлы начинают гореть.
Влияние позднего и раннего зажигания
Ответить на вопрос о том, как проверить, прогорел ли клапан или нет, если прогар становится заметен только после полного демонтажа соответствующей конструкции, на самом деле достаточно просто. Правда, перед тем как приступить к диагностике, водителю следует понять, есть ли у него вообще повод для всевозможных опасений.
Опытные мастера из крупных сервисных центров знают, что к поломке рассматриваемой детали регулярно приводят слишком быстрые или наоборот, задерживающиеся старты. В одном случае узел страдает из-за детонационного горения, а в другом — от увеличения температуры газов на выхлопе. Оба варианта для транспортного средства, конечно же, губительны.
Причины, симптомы и признаки прогорания клапанов
Прогар клапанного блока — это достаточно серьезная проблема, устранять которую нужно в максимально быстром режиме. Понять, что автомобиль теряет свои первоначальные ходовые качества именно из-за такой аварии, можно по перечню следующих ситуаций:- стучащие пальцы — неправильно настроенная (или «уставшая») система зажигания;
- увеличение расхода топлива — плохая работа газораспределительного механизма;
- ухудшенная тяга — общий износ силовой установки или ее отдельных функциональных частей;
- плохой старт и троения — снижение скорости движения основных элементов блока цилиндров;
- появление хлопков — топливовоздушная масса возвращается в ресивер, вызывая лишние шумы.
Несмотря на то, что конструкции прогорают по разным причинам, ключевая симптоматика соответствующей поломки всегда смотрится более или менее одинаково.
Как выглядит прогоревший клапан
Проблема заключается в том, что для визуальной оценки качественного состояния модуля его придется демонтировать. Для этого нужно разобрать практически половину классического двигателя внутреннего сгорания. Конечно, в профильных сервисных центрах есть специализированные эндоскопы — приборы, позволяющие осмотреть узел без предварительного снятия. Однако в обыкновенных гаражах подобных устройств, как правило, не бывает (их можно приобрести в интернет-магазине PROavto).
«Убитая» в ходе эксплуатации конструкция обладает примечательным видом — на ее поверхности с легкостью обнаруживаются многочисленные серебристые вкрапления.
Клапанные блоки и ГБО
О признаках, причинах и симптомах неисправностей прогоревших клапанов нужно говорить предметно — у бензиновых и дизельных ДВС будут свои, уникальные нюансы диагностики и ремонта соответствующих агрегатов. Аналогичным образом дела обстоят и с машинами, работающими на газобалонном оборудовании. Дело в том, что популярный газ обладает чрезмерно высоким октановым числом, на которое современные движки практически не рассчитаны. Даже при максимально правильной регулировке внутри системы будут наблюдаться значительные перегревы, влияющие на скорость износа ее ключевых деталей.
Как определить, когда прогорает клапан — какие симптомы сопровождают поломку в дизельном моторе
В ДВС, работающих на бензине или обыкновенной солярке, процесс прогорания клапанных модулей происходит по-разному. Однако общие характеристики аварии не меняются, в том числе и в плане последствий. Автомобили с очевидно сломанными или «уставшими» узлами, функционирующие на ДТ, также потеряют свои первоначальные ходовые качества, а также начнут страдать из-за ухудшенной тяги, увеличенного расхода топлива и плохих стартов.
В случае с классическими дизелями у транспортного средства будут наблюдаться дополнительные нарушения в области механических автоматов опережения впрыска. Подобный сценарий развития событий приведет к излишне жесткой работе — постоянным изменениям теплового режима и нештатным ударным нагрузкам в камере сгорания.
![]() |
![]() |
![]() |
CHERY 481H1014040 | Era 556073 | DOMINANT OP08170255 |
Определение прогара клапана без снятия головки блока
Провести диагностику рассматриваемой детали без предварительного демонтажа, на самом деле, очень просто. Для этого владельцу автомобиля придется приобрести специализированный эндоскоп.
Конечно, есть и другой способ проверки узла, и заключается он в заливке нескольких кубов моторного масла в свечной колодец, с последующим измерением компрессии цилиндра. Однако прибегать к нему должны только люди, способные самостоятельно добраться нужного блока в подкапотном пространстве.
Последствия прогара
Клапан, потерявший свои первоначальные эксплуатационные качества из-за аварии или банального износа, начинает пропускать через себя внушительные объемы раскаленного газа. Соответственно, агрегат подвергается ненормированным нагрузкам, постепенно разрушаясь.
От нарушения теплового баланса страдают абсолютно все детали, находящиеся рядом с проблемным устройством. Стенки цилиндров, поршней и колец также приходят в негодность, переставляя справляться со своими техническими задачами. Кроме того, несгоревший бензин портит катализатор и попадает в моторное масло, меняя его свойства — в итоге деформациям подвергаются вкладыши и части коленчатого вала.
Можно ли ездить с прогоревшим клапаном в двигателе и как определить, почему и от чего прогорают выпускные конструкции
Продолжать эксплуатацию транспортного средства, страдающего из-за потери компрессии, конечно же, нельзя. Своевременный ремонт не только минимизирует всевозможные негативные последствия аварии, но и позволит сохранить силовую установку в принципе.
Все детали модуля подачи и сгорания топливовоздушной смеси работают в плотной сцепке — нарушения, возникшие в области одного узла, непременно сказываются на других ключевых элементах системы. Избежать самых деструктивных последствий получится только путем самостоятельной реставрации или визита к мастерам сервисного центра.
Как избежать неприятностей
Чтобы не мучиться с вопросом о том, что делать, если по симптомам и признакам выпускной клапан прогорел окончательно, нужно не доводить аппарат до состояния полной непригодности. Для этого следует:- контролировать процесс образования топливовоздушной смеси путем периодической инспекции свечей на наличие нагара;
- при езде на газобалонном оборудовании сократить интервал замены клапанных конструкций;
- заправлять автомобиль исключительно тем топливом, которое рекомендует производитель в сопроводительной и эксплуатационной документации;
- своевременно менять техническую смазывающую жидкость, используя продукцию с нужными допусками.
Кроме того, нельзя забывать о средствах самодиагностики ТС — при появлении на приборной панели индикатора Check Engine нужно немедленно отправиться к мастерам того или иного сервисного центра.
Сколько стоит устранить проблему
Стоимость ремонта зависит, в первую очередь, от марки и модели транспортного средства. В самых простых случаях у водителя получится уложиться в сумму, варьирующуюся в районе 6 000 рублей.
Заключение
О том, как определить причины, симптомы и признаки прогара клапанов на бензиновых двигателях (а также дизельных моторах и автомобилях, работающих на газобалонном оборудовании), рассказал автор этого видеоролика. Здесь же мастер дает рекомендации по ремонту, объясняя, в каких случаях лучше обратиться на СТО, отказавшись от идеи самостоятельной реставрации или замены соответствующей детали.