Проверить крышку расширительного бачка: как работает пробка, признаки неисправности
«Как проверить исправность крышки и пробки расширительного бачка?» — популярный вопрос, появляющийся в мыслях у людей, только что купивших первый автомобиль. Длительная эволюция двигателей внутреннего сгорания не смогла изменить главного: современные силовые установки по-прежнему относятся к классу тепловых машин, нуждающихся в мощном охлаждении. Защита от перегрева обеспечивается множеством систем, и в частности — конструкцией для заливки антифриза. Правда, соответствующий пластиковый бокс регулярно ломается, из-за чего рядом с транспортным средством растекаются большие лужи тосола.
Должна ли крышка расширительного бачка пропускать воздух – конструктивная роль устройства
Разновидности клапанных блоков
Устройство и принцип работы крышки расширительного бачка
Проверка крышки и пробки расширительного бачка – возможные неисправности
Зачем следить за давлением в системе охлаждения
Последствия поломки заглушки
Как проверить и узнать, работает ли крышка расширительного бачка вместе с пробкой и клапаном
С помощью подручных средств
Посредством прокладки
Путем применения диагностического прибора
Как должна работать крышка расширительного бачка – организация ремонта
Советы по поддержанию исправного состояния оборудования
Заключение
Должна ли крышка расширительного бачка пропускать воздух — конструктивная роль устройства
Рассматриваемый контейнер обладает свойством компенсирования — помещенная внутрь техническая жидкость расширяется в объеме под воздействием высоких температур. Вещество забирает часть тепла, нагнетаемого мотором, тем самым справляясь со своей основной задачей по охлаждению ДВС. Чем сильнее процент накаливания, тем меньше свободного пространства в емкости, и тем значительнее внутреннее давление. Герметизация конструкции привела бы к полноформатному взрыву, с разрушением патрубков, шлангов и даже самого радиатора.
Инженеры избегают неприятных последствий чрезвычайно изящным методом, посредством всего лишь одной детали. Речь идет о специализированном кожухе, способном стравливать кислород в рамках критических моментов.
Разновидности клапанных блоков
Перед тем как проверить принцип работы крышки/пробки расширительного бачка и определить признаки неисправности соответствующих узлов, нужно разобраться с их классификациями. Дело в том, что на один и тот же автомобиль получится установить чуть ли не десяток разных конструкций, причем каждая из них будет обладать своими ключевыми преимуществами и недостатками.
Все они отличаются по цвету, корпусному строению, резьбе и начинке. Модули срабатывают при давлении порядка 1,1 атм, удаляя лишний воздух из системы. Таким образом, детали предупреждают аварийные ситуации, защищая автомобиль от полноценного взрыва. Кстати, они же следят и за отсутствием вакуума — если в оборудовании кислорода будет не хватать, произойдет сжатие трубок с последующим выходом из строя критических элементов силовой установки.
Устройство и принцип работы крышки расширительного бачка
Рассматриваемая заглушка решает сразу две чрезвычайно важные в конструкционном плане задачи:
- контролирует барометрические показатели внутри функционального холодильного комплекса;
- удерживает антифриз, не давая ему проливаться во время эксплуатации транспортного средства.
Основная деталь запора — это клапан, способный не только стравливать лишнее давление, но и нагнетать его для защиты оборудования от эффекта вакуумного сжатия. Многие модели машин оснащаются сразу несколькими клапанными блоками, но их количество, по сути, особой роли не играет. Главное — чтобы элементы открывались и закрывались в необходимый момент, при достижении критических пределов.
Проверка крышки и пробки расширительного бачка — возможные неисправности
Понять, что заглушка пришла в состояние эксплуатационной негодности, можно благодаря перечню определенных прямых и косвенных признаков:
- мощный поток дыма, выходящий из подкапотного пространства — антифриз выливается на впускной коллектор, разогретый до внушительной температуры;
- холодный воздух из салонной печки — завоздушивание оборудования привело к формированию мощных кислородных заторов в каналах и патрубках;
- появляющиеся повсюду следы тосола — остатки вещества, обнаруживаемые в районе хомутов, трубок и узлов радиатора.
Регулярным поломкам подвергаются как отдельные крышки, так и сами бачки — последний нередко разрывается пополам, заставляя водителя менять всю конструкцию в сборе. Кстати, приобрести соответствующие детали можно в интернет-магазине ProAvto
.
Зачем следить за давлением в системе охлаждения
Поддержание барометрических параметров внутри охлаждающего комплекса — это процесс, характеризующийся особой степенью важности. Он позволяет:
- избегать деструктивного перегрева и кипения хладагента при самых высоких температурах;
- гарантировать должную степень протекции резиновым патрубкам и пластиковому контейнеру, защищая элементы от повреждений.
Клапан, срабатывающий при достижении отметки в районе 1,1 атм, стравливает лишний кислород, снижая риск появления аварийной ситуации. Он же оставляет систему герметичной — затвор плотно прилегает к горловине соответствующей емкости, препятствуя случаям расплескивания тосола.
Последствия поломки заглушки
Основные симптомы того, что крышка расширительного бачка неисправна, заметны невооруженным взглядом. Мощная дымовая завеса, исходящая из подкапотного пространства, поток чрезмерно холодного воздуха из салонной печки, следы технической жидкости на патрубках — диагностику сумеет произвести даже человек, не разбирающийся в современных автомобилях.
Все перечисленные ситуации приводят к значительным проблемам:
- нарушение регламента циркуляции охлаждающего вещества;
- уменьшение срока службы ключевых узлов силовой установки;
- разрушение деталей системы охлаждения и пр.
Появляется риск «попадания» на капитальный ремонт, причем стоимость реставрации ударит по карману даже самого обеспеченного автовладельца.
Как проверить и узнать, работает ли крышка расширительного бачка вместе с пробкой и клапаном
Рассматриваемое оборудование не относится к числу сложных в техническом плане приборов. По сути, оно представляет собой обыкновенный пластиковый контейнер с достаточно хитрым внутренним затвором. Поэтому диагностику узла можно выполнить самостоятельно, по шагам одной из трех преимущественных инструкций:
- визуальный осмотр — поиск следов повреждений (сколов, вмятин, царапин и лопин), с течением времени превращающихся в очаги коррозионных отложений;
- инспекция пружины — сдавление соответствующего элемента пальцами, для оценки легкости обратного хода;
- анализ вакуумного клапана — исследование разнообразных отложений, образующихся в районе седла механизма.
В условиях СТО проверить конструкцию намного проще. Там присутствуют специализированные диагностические стенды, позволяющие проинспектировать деталь на срабатывание.
![]() |
![]() |
![]() |
Noname 21081311065 | Carville Racing S2018025 | BiBiCare 4301 |
С помощью подручных средств
Для базового обследования потенциально проблемного узла понадобится только компрессор:
- Приподнимаем пятачок механизма. Будет хорошо, если он сдвинется с места без стороннего сопротивления.
- Устанавливаем крышку в посадочное отверстие и отсоединяем патрубок, идущий к агрегату.
- Продумаем систему через насос (сделать это можно и ртом, но тогда появляется риск хлебнуть тосола).
- Если модуль находится в рабочем состоянии, послышится отчетливое шипение, свидетельствующее о полной исправности.
Справиться с обозначенной работой сумеет любой человек, даже далекий от мира механики.
Посредством прокладки
«При каком давлении срабатывает клапан крышки расширительного бачка?» — в среднем, при 1,1 атм. Данный параметр понадобится для организации другой проверки. Откручиваем трубку, ведущую к конструкции, и закачиваем туда соответствующий объем кислорода. Затем канал нужно перекрыть — если посторонних звуков не будет, значит, с механикой все в порядке. Для лучшей точности следует подготовить раствор с мылом, и разбрызгать его на пробку по периметру. Модуль, утративший герметичность, начнет пузыриться и пениться.
Путем применения диагностического прибора
Современные сервисные центры оборудуются многочисленными стендами, позволяющими инспектировать те или иные ключевые узлы транспортных средств. Отдельный блок для анализа рассматриваемого клапанного механизма стоит недешево.
Отдельные автовладельцы собирают соответствующие приборы из подручных деталей: радиаторов, холодной сварки, камерных ниппелей и компрессоров с особенно точными манометрами. Причем самодельная конструкция демонстрирует потрясающие результаты, практически не отличаясь от своего покупного собрата.
Как должна работать крышка расширительного бачка — организация ремонта
К сожалению, современные автопроизводители предпочитают оснащать свои машины неразборными модулями для заливки антифриза, так что сервисному ремонту они почти не подлежат. Единственное, что получится сделать у владельца транспортного средства — это удалить очаги коррозионных отложений (при помощи тех или иных специализированных составов) и покрыть все высококачественной краской. Кроме того, можно попробовать поменять прокладки — резиновые уплотнители, отвечающие за надежную герметизацию системы.
Поэтому приобретать конструкцию приходится в сборе, в формате полноценного узла для замены. Причем покупки нужно совершать исключительно в проверенных местах — например, на сайте компании ProAvto. В ином случае увеличивается риск приобретения не слишком качественного изделия, с минимальным сроком эксплуатации.
Советы по поддержанию исправного состояния оборудования
С вопросом о том, как проверить работоспособность клапана на крышке расширительного бачка «Газели» или любого другого отечественного и зарубежного автомобиля мы разобрались. Осталось понять, посредством каких методов осуществляется профилактика соответствующих поломок. Ключевых рекомендаций несколько:
- меняем запорную деталь емкости для заливки антифриза не реже одного раза в 2,5 – 3 года;
- смотрим в сторону оригинальных конструкций, никогда не делая выбор в пользу низкокачественных запчастей;
- проверяем и настраиваем клапанные блоки только на остывшем и выключенном двигателе, иначе появляется риск получения ожога.
В большинстве случаев для восстановления работоспособности механизма достаточно произвести небольшую механическую чистку.
Заключение
Ответ на вопрос о том, какое давление держит и сбрасывает крышка расширительного бачка (если она не пропускает воздух), как правило, содержится в технической и эксплуатационной документации — бумагах, поставляемых в комплекте с устройством. Наличие подобных бланков говорит о факте сертификации изделия. Подбирать такие модули нужно очень аккуратно, ведь агрессивные компоненты охлаждающей жидкости низкокачественную подделку разрушат буквально за пару месяцев эксплуатации машины.