Проверка аккумулятора мультиметром: как померить напряжение в АКБ тестером
Содержание
Что такое мультиметр и как он работаетКак мультиметром проверить амперы на аккумуляторе автомобиля - методы "тестерной" диагностики
Работающий движок
Неработающий двигатель
Визуальный осмотр корпуса и кабелей
Какие параметры можно проверить разными способами
Как померить напряжение на аккумуляторе мультиметром - проверяем заряд АКБ тестером
Ток утечки
Плотность
Емкость
Вольтаж
Внутреннее сопротивление
Проверка зарядки аккумулятора (АКБ) мультиметром - можно ли провести диагностику блока без особых приборов
Заключение
Что такое мультиметр и как он работает
Тестер — это универсальный измерительный прибор, в минимальной комплектации объединяющий в себе функции вольтметра, амперметра и омметра. Поставляется на рынок в цифровом и аналоговом исполнении, иногда со специальными щупами в виде клещей.
Аппарат позволяет оперативно выявлять целый набор ключевых показателей исследуемой энергетической цепи (или устройства): емкость батареи, сопротивление, рабочую температуру и пр. Необходим не только электрикам, но и автомеханикам, потому что современные машины буквально набиты всевозможными электросетями и проводкой.
Как мультиметром проверить амперы на аккумуляторе автомобиля — методы «тестерной» диагностики
Изучение характеристик АКБ транспортного средства — это простая работа, справиться с которой сумеет даже человек, не понимающий в автомеханике абсолютно ничего. Все процедуры выполняются по шагам одного из двух преимущественных регламентов — с активированной или деактивированной силовой установкой. Оба варианта обладают своими преимуществами и недостатками, активно применяясь профессиональными мастерами в сервисных центрах.
Работающий движок
Специалисту, желающему проинспектировать значения напряжения аккумуляторного блока при включенном ДВС, нужно в обязательном порядке учесть следующие нюансы:
-
мотор заводится только после того, как машина окажется на ровной площадке, с поднятым ручником;
-
водителю следует выключить все более или менее мощные потребители электрической энергии — отопительные приборы, фары и аудиосистему.
Стандартные средние показатели на клеммах вольтметра должны колебаться в промежутке от 13,5 до 14 В. В противном случае можно сделать вывод о плохом контакте в цепи, неисправности интегрированного генератора или поломке электронного регулятора.
Неработающий двигатель
Люди, ищущие ответ на вопрос о том, как проверить зарядку аккумулятора и его работоспособность мультиметром или тестером на автомобиле, обычно желают произвести диагностику деактивированной силовой установки. Им кажется, что такая процедура выглядит безопаснее. На практике, разницы между двумя методами практически нет.
Выдаваемое блоком напряжение в нормальных условиях составляет 12,4 – 13,4 В. Одна граница соответствует 100% заполнения конденсаторов, а другая — 50% соответственно. Важно снимать параметры перед ездой, а не сразу после деактивации движка машины.
Визуальный осмотр корпуса и кабелей
Опытные мастера могут обнаружить неисправность детали буквально после одного беглого взгляда. Для того чтобы проинспектировать ее на предмет физических повреждений, нужно заняться полноформатным демонтажом — отсоединить все клеммы и открутить болт прижимного механизма.
Поводами для беспокойства становятся всевозможные выпуклости, сколы и трещины. Избыточная зарядка, сочетающаяся с чередой внутренних коротких замыканий, приводит к раздуванию конструкции. Накопившаяся в ней кислота превращается в газ, который продавливает внешние стенки каркаса устройства.
Какие параметры можно проверить разными способами
О том, сколько должен показывать заряженный аккумулятор на мультиметре мы уже рассказали, осталось разобраться с его другими ключевыми характеристиками. Человек, пользующийся обыкновенным тестером, может получить целый набор важных сведений, позволяющих сделать вывод о работоспособности модуля:
-
ток утечки;
-
плотность;
-
емкость;
-
внутреннее сопротивление и пр.
Правда, для каждого показателя будут свои средние значения. Точные цифры прописываются в сопроводительной и сертификационной документации, поставляемой в комплекте с устройством. Мастеру, обнаружившему гору несоответствий, придется позаботиться о полноформатной замене вышедшей из строя детали. Приобрести аккумуляторный блок, полностью соответствующий заявленным эксплуатационным характеристикам, можно в интернет-магазине PROavto.
Как померить напряжение на аккумуляторе мультиметром — проверяем заряд АКБ тестером
Степень заряженности классических современных литий-ионных батарей инспектируется по шагам простейшей инструкции. Перед началом работы нужно произвести полный демонтаж, сняв блок с прижимного механизма.
Затем аппарат оставляется в теплом, укрытом от прямых солнечных лучей месте, на 5-6 часов. После того как модуль отдохнул, к его клеммам подводятся провода вольтметра — черно-красный на «плюс», темный на «минус». О состоянии системы выводы делаются по результирующим цифрам:
-
от 12.7 до 13.3 В — все в норме;
-
от 12.1 до 12.4 В — нужно пополнить запас электроэнергии;
-
от 11.6 до 12 В — источник истощен;
-
до 11.5 В — устройство выработало весь свой эксплуатационный ресурс.
На всю работу уходит не более получаса (исключая время ожидания «отдыха» АКБ).
Ток утечки
Показатель, отражающий объем ресурсов, затрачиваемых на поддержание работоспособности потребителей, подключенных к бортовой сети транспортного средства. Данные считываются так:
-
Отключение всей нагрузки (фар, аудиосистемы, кондиционирования, печки).
-
Снятие «минусовой» клеммы.
-
Активация на тестере режима амперметра в диапазоне до 10 А.
-
Подключение прибора к батарее.
Нормальные значения варьируются в промежутке от 55 до 80 мА. Точные цифры прописаны в техническом паспорте, а также сопроводительной и эксплуатационной документации, поставляемой в комплекте с блоком.
Плотность
С тем, как проверить исправность и ампераж автомобильного аккумулятора мультиметром мы разобрались, теперь перейдем к измерениям, которые обычно реализуются при помощи ареометра.
![]() |
![]() |
![]() |
СЕРВИС КЛЮЧ 75566 | Ресанта 6110218 | PROconnect 133011 |
Если стеклянной трубки с нанесенной на ней шкалой делений под рукой не оказалось, можно воспользоваться тем же самым тестером:
-
Включаем режим «вольтаж», подсоединяем провода с зажимами типа «крокодил».
-
Переключатель выставляем на отметку 20 В, после чего снимаем данные с клемм АКБ.
-
Просматриваем значения и сопоставляем их со среднестатистическими допустимыми цифрами.
Такую операцию следует проводить каждые 15-20 тыс. километров пробега.
Степень заряда, измеряемая в процентах. |
Плотность электролитической массы литий-ионного АКБ (г/см³). |
Степень разряженности, также измеряемая в процентах. |
Параметры выдаваемого напряжения на клеммах аккумулятора. |
Время до полного заряда от 10% емкости, (часы). |
100 |
1,277 |
0 |
12,73 |
— |
90 |
1,258 |
10 |
12,62 |
2 |
80 |
1,238 |
20 |
12,51 |
4 |
70 |
1,217 |
30 |
12,37 |
6 |
60 |
1,195 |
40 |
12,24 |
8 |
50 |
1,172 |
50 |
12,11 |
10 |
40 |
1,148 |
60 |
11,96 |
13 |
30 |
1,124 |
70 |
11,81 |
16 |
20 |
1,098 |
80 |
11,66 |
20 |
10 |
1,073 |
90 |
11,51 |
24 |
0 |
1,065 |
100 |
11,4 |
Сульфитация. |
Емкость
Для того чтобы проинспектировать наполненность внутренних конденсаторов, нужно воспользоваться классическим методом контрольного разряда. Сначала аппарат заряжается до 100% — убедиться в окончательном завершении данного процесса можно с помощью проверки напряжения и плотности электролита.
Затем к системе коммутируется так или иная нагрузка (в ее роли нередко выступает обыкновенная лампа на 24 Вт). Потом наступает период длительного ожидания — нужно дождаться, пока модуль не разрядится до 50%, при этом измерив время. Последний этап — несложное математическое вычисление:
Энергоемкость (А*ч) = сила тока в цепи с нагрузкой * кол-во часов на разряд
Если результирующий показатель близок к номинальному (прописанному в сопроводительной и технической документации) значению, значит, с деталью все в порядке.
Вольтаж
«Как проверить заряд и измерить амперы или напряжение на аккумуляторе автомобиля с помощью мультиметра?» — простой вопрос, ответ на который может дать даже первокурсник профильного автомеханического техникума.
Клеммы тестера подключаются к АКБ в установленным порядке — черный провод идет на «минус», а крайний на «плюс». Если кабели одного цвета, мастер пользуется маркировками. При деактивированной силовой установке на табло должны появиться значения, варьирующиеся в районе 13,5-14 В. Они указывают на то, что модуль полностью исправен.
Внутреннее сопротивление
Сам процесс замера оммажа выглядит чрезвычайно легко, но для его реализации специалисту придется подготовить тот или иной элемент нагрузки. В роли такового может выступать, например, обыкновенная галогенная лампа на 60 Вт, с током потребления в районе 5 А. При ампераже в 100 А потери напряжения не превышают 1 В (соответственно, при 5 А — 0,05 В). Показания снимаются по шагам элементарной инструкции:
-
Подключаем лампочку к аккумуляторному блоку, а затем дожидаемся, когда она загорится.
-
Инспектируем вольтамперные характеристики и записываем их на отдельном тетрадном листе.
-
Отключаем элемент нагрузки и выполняем вторичные измерения, вновь занося результаты в тетрадь.
Если разница между «вольтовыми» показателями не превышают 0,05 В — значит, с агрегатом все в порядке. В противном случае можно сделать вывод о его частичном износе или скором выходе из строя. Заменить «проблемную» деталь очень легко, особенно в том случае, если водителю будут помогать сотрудники консультационного отдела интернет-магазина PROavto.
Проверка зарядки аккумулятора (АКБ) мультиметром — можно ли провести диагностику блока без особых приборов
Стоимость самого дешевого тестера колеблется в промежутке от 300 до 800 рублей, так что проблем с приобретением измерителя практически не бывает. Однако необходимое устройство из поля зрения автолюбителя периодически пропадает, и тогда перед ним появляется задача по изучению характеристик аккумуляторной батареи без профильного технического оснащения.
Вариантов, на самом деле, не так много — водителю нужно запустить силовую установку и попытаться оценить работоспособность стартера. Отлично крутящийся элемент зажигательной системы укажет на функциональность АКБ.
Правда, к сфере полноформатной диагностики представленный метод не относится. Машина может затроить спустя 10-15 минут движения — у нее потухнут фары, отключится аудиосистема и перестанет работать печка. Именно поэтому в гараже каждого автовладельца должен находиться тестер, набор из двух галогеновых лампочек разной мощности и нагрузочной вилки.
Заключение
Перед тем как замерить заряд (померить амперы, ток зарядки и напряжение) аккумулятора мультиметром, владельцу транспортного средства следует убедиться в работоспособности самого измерительного прибора. Впрочем, такие машинки ломаются крайне редко, и при необходимости приобретаются в любом профильном магазине. Стоимость самого дешевого устройства колеблется в промежутке от 300 до 800 рублей, а его пользу переоценить чрезвычайно трудно.