15.11.2022

Проверка катушек зажигания мультиметром: как прозвонить бабину тестером

Проверка сопротивления индивидуальных катушек зажигания тестером или мультиметром — это несложная диагностическая операция, с особенностями проведения которой следует разобраться каждому водителю. Неисправная бобина становится причиной многочисленных проблем, причем часть из них исправляется самостоятельно, без привлечения наемных мастеров сервисного центра.
свечи

Прерывистые холостые обороты, отсутствие детонации топливовоздушной смеси в цилиндрах, троящий двигатель, рывки автомобиля на разгоне, выстрелы выхлопной системы — все перечисленные неприятности вызваны вышедшим из строя повышающим трансформатором.

Содержание

Устройство катушки зажигания
Проверяем катушку зажигания тестером: виды бобин
Причины неисправности катушек зажигания
Симптомы неисправности катушки зажигания
Диагностика катушки зажигания мультиметром – принцип работы бобины
Индивидуальные
Двухвыводные
Сухие и маслозаполненные
Признаки неисправности КЗ
Причины дефектов
Проверка бобины
Проверка на искру
Визуальный осмотр
Как измерить сопротивление катушки мультиметром
Проверка питающего напряжения
Заключение

Устройство катушки зажигания

Деталь выглядит максимально просто — она состоит из ферромагнитного сердечника с двумя обмотками (первичной на 100 – 150 и вторичной на 30 000 – 50 000 витков медной проволоки). Некоторые модели предусматривают наличие материала-наполнителя в виде технического масла, залитого внутрь полости конструкции. Оно обеспечивает надежное охлаждение, а также добавляет изделию отменные изоляционные характеристики.

Основная задача блока — преобразование низкого 12-вольтового напряжения, подаваемого от аккумулятора в очень высокое. В результате его функционирования в зазоре свечи появляется искра, поджигающая горючее.
детали

Проверяем катушку зажигания тестером: виды бобин

Все существующие на современном рынке устройства подобного типа делятся на три большие группы:

  • индивидуальные — встречаются преимущественно в машинах с системами электронного поджига ТВС;

  • двухвыводные — отличаются наличием дополнительной пары выводов, исходящих от второй обмотки;

  • классические (сухие или масляные) — внутрь конструкции заливается техническая жидкость или особая эпоксидная смола.

Все варианты исполнения обладают своими характерными достоинствами и недостатками, находя применение в тех или иных областях нынешней автомобильной промышленности.
корзина

Причины неисправности катушек зажигания

Бобина на пустом месте не ломается — это простая в конструкционном плане деталь, выходящая из строя исключительно при появлении значительного повода:

  • внутренние короткие замыкания — скачки напряжения, вызывающие лишние перегревы;

  • сломанные участки цепи питания — увеличение времени зарядки, приводящее к преждевременному износу;

  • механические повреждения — полопавшиеся кабели, сорванная прокладка клапанной крышки, утечки масла и пр.

Представленный блок, как и любой другой повышающий трансформатор, способен выдерживать внушительные нагрузки. Вольтаж на первичной обмотке модуля колеблется в районе 300 – 400 В, а на вторичной составляет в сто раз больше — порядка 40 кВ. Однако его поломки регулярно заставляют водителей задумываться о том, как проверить бабину мультиметром.
перчатка

Симптомы неисправности катушки зажигания

Понять, что срок службы детали подходит к концу, можно по череде определенных прямых и косвенных причин:

  • силовая установка отказывается запускаться;

  • мотор пропускает момент старта;

  • автомобиль разгоняется с невероятной тяжестью;

  • машина потеряла прежнюю мощность;

  • блок управления ДВС сигнализирует о переходе на аварийный режим;

  • на индикационной панели загорелась контрольная лампа Check Engine;

  • компьютерные исследования показали код OBD2.

Дело в том, что все перечисленные критерии указывают не только на поломку КЗ, но и на целый набор других, не менее значимых повреждений. Отличить одну аварию от другой может только сервисный мастер или человек, обладающий схожими навыками.

AMD AMDRENEL111 BRISK LR17YS PROconnect 133011
AMD AMDRENEL111 BRISK LR17YS PROconnect 133011

Диагностика катушки зажигания мультиметром — принцип работы бобины

Основная задача рассматриваемой конструкции — это повышение напряжения. Она функционирует по принципу обыкновенного трансформатора. Модуль состоит из магнитопровода, первичной и вторичной обмотки, а также нескольких электрических соединений.

На первую деталь, предназначенную для усиления магнитного поля, намотано порядка 50 000 витков изолированного медного провода толщиной от 0,05 до 1 мм. Сверху расположен более толстый кабель (0,6-0,9 мм). Благодаря разнице сопротивлений (5-20 кОм и 0,2-0,3 Ом) создается коэффициент трансформации 1:100. Во внутреннюю полость системы, как правило, заливается масло или эпоксидная смола, играющая роль охладителя.

При запуске зажигания элемент повышает слабое (порядка 12 В) напряжение от аккумуляторного блока в 100 раз, позволяя появиться искре, поджигающей топливовоздушную смесь.
руки

Индивидуальные

Встречаются в автомобилях с электронной схемой детонации ТВС. Единственное отличие от обыкновенных моделей заключается в том, что первичная обмотка располагается под вторичной, а не наоборот. Кроме того, здесь есть два металлических ферромагнитных сердечника — внутренний и внешний соответственно. Конструкция предусматривает наличие особого диода, необходимого для отсечения высоковольтного тока. Основная функциональная черта таких устройств — синхронизация работы с распределительным валом силовой установки.

Двухвыводные

Конструкционное отличие — присутствие двух дополнительных выводов, исходящих от ВО. Благодаря такой особенности, аппарат способен генерировать искру одновременно на нескольких свечах — в момент сжатия ТВС и на этапе выпуска отработанного газа. Благодаря подобным системам автопроизводители научились выпускать максимально простые, но в то же время чрезвычайно надежные блоки старта без газораспределителей. Встречаются такие агрегаты, например, на 16-клапанных двигателях ВАЗ («Приора», «Гранта» и пр.).

Сухие и маслозаполненные

Перед тем как правильно проверить сопротивление индивидуальной катушки зажигания тестером или мультиметром, владельцу транспортного средства следует окончательно разобраться с вариантами исполнения таких устройств. Внутри них, как и в случае с практически любым другим промышленным трансформатором, есть полость, заполненная технической жидкостью.

Основное назначение данного материала заключается в охлаждении системы и создании дополнительного слоя изоляции. Впрочем, на рынке встречаются и сухие версии изделий — вместо масла в модуль закачивается специализированная эпоксидная смола.
инструменты

Признаки неисправности КЗ

Любые дефекты бобины сказываются на качественном состоянии машины, причем в течение самых кратчайших сроков. Основными симптомами, указывающими на то, что рассматриваемый блок пришел в состояние эксплуатационной негодности, становятся:

  • отсутствие детонации топливовоздушной смеси в цилиндре;

  • неисправности, возникающие при запуске силовой установки;

  • прерывистые обороты на холостом ходу мотора;

  • значительные и максимально заметные рывки при наборе скорости;

  • громкие выстрелы из выхлопной трубы;

  • троящий и отказывающийся заводиться двигатель.

Корень всех бед — маломощная искра или ее полное отсутствие.
мужчина

Причины дефектов

Катушка зажигания на пустом месте не ломается — ее выходу из строя, как правило, предшествуют:

  • всевозможные механические воздействия — повреждение корпуса с последующими ударами и проникновением масла;

  • нарушение работоспособность контактных пар — появление классической межсезонной влаги, вызывающее окисления;

  • ненормированный перегрев — контролировать температуру устройства в летнюю жару или в условиях длительной поездки невозможно;

  • повышенная вибрация — сила, воздействующая на своеобразный трансформатор, и исходящая от ДВС.

Чаще всего модули ломаются из-за банальной старости, окончательно исчерпав свой эксплуатационный ресурс.

Проверка бобины

Любые профильные текстовые инструкции, ролики и видео о том, как прозвонить катушку зажигания мультиметром, способны дать полный расклад по методам диагностики рассматриваемого аппарата. Конструкция максимально проста — справиться с процессом ее предметного изучения сумеет даже человек, не обладающий особыми навыками. Если водитель придет к выводу о полной неисправности детали, ему придется отправляться в сервис для замены. Впрочем, выполнить такую работу можно и самостоятельно, предварительно купив подходящий блок в интернет-магазине PROavto.
капот

Проверка на искру

Способ, требующий от исполнителя определенного уровня навыков, а также находящегося под рукой высоковольтного разрядника. С его помощью легко имитируется процесс функционирования силовой установки. Мастеру остается только поменять зазоры между контактами прибора (выставив расстояние порядка 2-3 мм), а затем проинспектировать свечу на искрообразование.

Визуальный осмотр

Первое, с чего нужно начать процесс исследования КЗ — это, конечно же, банальный зрительный контроль. Специалисты проверяют агрегат в пошаговом режиме:

  • корпус — наличие или, наоборот, отсутствие заметных механических повреждений;

  • проводка — места, указывающие на перегревы, масляные потеки, неплотные контакты и окисления;

  • корректность подключения — возможно, что устройство банально не сидит в предназначенном для него пазу.

Если внешнее исследование не дало конкретных результатов — следует перейти к более внушительным и предметным диагностическим мероприятиям.
автомеханик

Как измерить сопротивление катушки мультиметром

Установить факт окончательной поломки классической автомобильной бобины можно с помощью тестера:

  • Переводим прибор в режим измерения параметров сопротивления, получая портативный оммер.

  • Подсоединяем щупы к минусовым и плюсовым клеммам КЗ. В зависимости от модели, оммаж должен варьироваться в промежутке от 0,4 до 2 Ом.

  • Если итоговое значение не совпадает с регламентированным — значит, устройство вышло из строя.

Перед началом инспекции следует ознакомиться с сопроводительной технической документацией (как минимум, для получения сведений о номинальных характеристиках).
устройство

Проверка питающего напряжения

Выполняется по шагам следующей, максимально простой инструкции:

  • Отключаем бензонасос путем выдергивания его предохранителя.

  • Вытаскиваем питающий разъем КЗ.

  • Берем канцелярскую скрепку и делаем из нее пару «проводников».

  • Вставляем металлические палочки в фишку.

  • Подключаем тестер, используя зажимы типа «крокодил».

  • Активируем режим DC.

  • Запускаем стартер.

Если прибор покажет 0 вольт — значит, все в порядке. При попытке завести ДВС по исследуемой детали должен пройти пульсирующий импульс — его характеристики отразятся на табло. Не произошедшее чудо укажет на неисправную проводку.

Заключение

Любые профильные ролики и видео о том, как прозвонить катушку зажигания мультиметром, могут дать зрителю полное представление о будущей диагностической операции. Бобина относится к классу обыкновенных малогабаритных повышающих трансформаторов, и разобраться в принципах ее функционирования сумеет каждый. Более того, замена неисправного модуля также производится своими руками, без привлечения наемных мастеров из сервисного центра. Правда, перед началом работы владельцу машины придется позаботиться о покупке новых свечей. Приобрести его можно на сайте PROavto.

04.12.2023
Открылось СТО PROавтосервис по адресу Саратовское шоссе, 26 (за бывшим магазином Светофор).
13.09.2023
Мы предоставляем автомобиль в аренду, когда Ваша машина в ремонте или просто нужно быть мобильным
23.08.2023
За покупку антифриза и тосола Sintec на 10кг в подарок – жидкость
20.06.2023
Наши мастера произведут быстрое и эффективное обслуживание Вашего автомобиля.
13.06.2023
В нашем ассортименте появились комплекты с фильтрами от бренда ГАЗ для технического обслуживания.
01.06.2023
Литр моторного масла в подарок от IDEMITSU
15.03.2023
Покупая ароматизатор PROavto, Вы помогаете детям с ограниченными возможностями заниматься следж-хоккеем
09.02.2023
Приближается 23 февраля – это отличная возможность поздравить себя и своих близких. Покупайте подарочные сертификаты с любым номиналом и другие полезные подарки
19.01.2023
Неисправности, нарушающие функциональное состояние дизельного двигателя, требуют оперативной диагностики и устранения. Одним из характерных признаков, указывающим на необходимость внеплановой оценки работоспособности элементов накаливания, становится проблематичный запуск, что особенно часто наблюдается в зимнее время года. Существуют различные способы и инструменты, позволяющие протестировать систему и сделать выводы относительно того, что именно послужило причиной ухудшения эксплуатационных характеристик
18.01.2023
Перед тем как проверить сопротивление магнитного датчика Холла мультиметром, необходимо разобраться с вопросом о собственной готовности к выполнению подобных работ. Дело в том, что представленное устройство располагается внутри трамблера — механизма, отвечающего за определение момента формирования низковольтных импульсов в системе зажигания транспортного средства.